Минский городской учебно-методический центр профессионального образования был образован 1 января 1997 года путем реорганизации кабинета профессиональной подготовки Городского института усовершенствования учителей (ныне – Минский городской институт развития образования).
Целью создания являлась необходимость совершенствования системы учебно-методического обеспечения подготовки квалифицированных рабочих в условиях реформирования профессиональной школы повышения эффективности работы городской методической службы, направленной на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического образования города Минска.
За период существования Центр несколько раз переименовывался: Минский городской учебно-методический центр профессионального образования (1997 – 2002) → учреждение образования «Минский государственный учебно-методический центр профессионального образования» (2002 – 2005) → государственное учреждение «Минский городской учебно-методический центр профессионального образования» (с 2005 года по настоящее время).
Первоначальная структура Центра была представлена 7 кабинетами:
- кабинет методического обеспечения профессий строительного профиля;
- кабинет методического обеспечения профессий машиностроительного и электро-радиотехнического профиля;
- кабинет методического обеспечения профессий легкой, пищевой промышленностей и сферы услуг;
- кабинет методического обеспечения общеобразовательной подготовки;
- кабинет методического обеспечения воспитательной работы;
- кабинет организационно-методической работы по повышению квалификации и аттестации;
- кабинет информационно-методического обеспечения и технических средств обучения.
Сегодня функционируют 4 кабинета:
- кабинет методического обеспечения профессионального образования;
- кабинет методического обеспечения общего среднего образования;
- кабинет методического обеспечения воспитательной работы;
- кабинет организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Первым директором (1997 – 2003) была Тамара Михайловна Морщакина, кандидат биологических наук. Под руководством Тамары Михайловны разрабатывалась структура Центра, создавалась учебно-материальная база, подбирались кадры, определялись тенденции развития методической городской службы, выстраивалась система взаимодействия с Республиканским институтом профессионального образования, Городским институтом усовершенствования учителей, профессионально-техническими учебными заведениями.
В период с 2003 по 2008 годы Центр возглавляла Юлия Ивановна Раховская, с 2008 года – Александра Леонидовна Павлючёнок.
В должности заместителя директора работали Раховская Юлия Ивановна (1997 – 2003), Руденкова Любовь Николаевна (2003 – 2004), Павлючёнок Александра Леонидовна (2004 – 2008), Лазовская Галина Францевна (2008 – 2011), Ярошинская Светлана Рышардовна (2011 – 2013), Крылова Светлана Ивановна (2013 – 2018), Дроздова Алеся Николаевна (2019 – 2020), Ярмак Наталья Владимировна (2020 – 2021), Милюта Анна Григорьевна (июль 2018 г. – май 2019 г., март 2021 г. – по настоящее время).
Основными задачами и направлениями деятельности Центра были и остаются: оказание практической методической помощи учреждениям профессионально-технического и среднего специального образования в разработке учебно-программной документации, реализации инновационных и экспериментальных программ; обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогических работников; координация деятельности ведущих учреждений образования; учебно-методическое и научно-методическое обеспечение профессионального образования; выявление, изучение, обобщение и трансляция положительного педагогического опыта; организация и проведение городских и республиканских учебно-методических мероприятий; издательская деятельность и т.д.
Сегодня Центр:
- курирует 22 учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, подчиненные комитету по образованию Мингорисполкома;
- осуществляет научно-методическое обеспечение 112 квалификаций уровня ПТО, 31 квалификации уровня ССО, 40 профессий профессиональной подготовки школьников, 15 квалификаций профессионального обучения лиц с ОПФР, включающее проведение экспертизы учебных планов и программ (ежегодно перерабатывается около 150 учебных планов и более 1500 учебных программ); разработку совместно с учреждениями ПТО и ССО элементов учебно-методических комплексов (УМК) по плану Министерства образования (за три года разработано 88 элементов, которые размещены на республиканском методическом портале);
- организует методическую работу с 20 категориями руководящих и педагогических работников (директора, заместители директоров по УПР, УВР, УР, ПО, старшие мастера, заведующие отделениями, методисты, преподаватели специальных предметов, преподаватели общеобразовательных предметов, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, педагоги социальные, кураторы учебных групп, педагоги-организаторы, воспитатели общежитий, педагоги дополнительного образования, библиотекари, инспекторы по кадрам, секретари аттестационных комиссий и др.);
- сопровождает, координирует и оказывает практическую методическую помощь учреждениям профессионального образования в организации экспериментальной и инновационной деятельности: 19 городских инновационных площадок и 9 республиканских экспериментальных и инновационных проектов;
- организует работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период:
- проведение организационно-методических мероприятий – ИМС, семинары-практикумы, презентации опыта, информационно-методические панорамы, конференции, мастер-классы и др. (ежегодно проводится около 80 мероприятий, которыми охватывается более 900 человек);
- функционирование городской Школы становления (для молодых специалистов из числа преподавателей общеобразовательных предметов, преподавателей специальных предметов, мастеров производственного обучения, специалистов СППС, методистов) (ежегодно проводится около 20 занятий);
- функционирование Городских учебно-методических объединений по (22 - 25 заседаний ежегодно) по направлению «Научно-методическое обеспечение профессионального образования» по секциям: строительного профиля; машиностроительного профиля; электроники, электротехники, железнодорожного транспорта; легкой промышленности, бытового обслуживания населения, сферы услуг;
- функционирование Информационно-консультационной службы (ежегодно проводится более 40 выездных тематических консультаций по заявкам учреждений образования);
- обеспечивает своевременность повышения квалификации педагогических работников, переподготовки и стажировки: ведение городской электронной базы данных «Кадры», а также направление педагогов на курсы повышения квалификации в РИПО, МГИРО, РИВШ, АПО и др. (ежегодно направляется около 500 работников на курсы повышения квалификации, около 200 чел. – на стажировку, около 70 – на переподготовку);
- обобщает и транслирует положительный педагогический опыт: на городских мероприятиях; направление лучших педагогов для участия в конкурсе «Опыт и инициатива педагогов - ресурс образования столицы» (опыт 4-6 педагогов ежегодно обобщается и удостаивается премии Мингорисполкома); издание ежеквартального электронного Информационно-методического вестника;
- осуществляет организационно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов и обучающихся (разработка положений и критериев, организация, подготовка и проведение конкурсов), включая подготовку конкурсантов для участия в общегородских и республиканских этапах конкурсов. Данная функция полностью возложена на Центр. А именно:
- подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов –конкурс «Столичный учитель – столичному образованию» в различных номинациях («Педагог-организатор», «Мы – молодые!», «Учитель», «Педагог социальный», «Педагог-психолог», «Куратор учебной группы», «Будущее в настоящем», «Воспитание в лицах» и др.), а также специальные конкурсы «Преподаватель года», «Мастер производственного обучения»;
- подготовка и проведение городских этапов конкурсов профессионального мастерства учащихся, WorldSkills, слеты рационализаторов и изобретателей, смотры технического и инновационного творчества учащихся и др.;
- проводит мониторинги по основным направлениям деятельности учреждений образования: качество профессионального обучения, качество общеобразовательной подготовки, качество воспитания, реализация Госпрограмм и др.
Кроме перечисленных выше направлений Центр осуществляет аналитическую и издательскую деятельность, формирование экзаменационных пакетов для проведения выпускных экзаменов за курс общего среднего образования (более 500 пакетов ежегодно) и др.
