С 1 сентября 2022 года с вступлением в силу новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании ресурсные центры переименованы в центры компетенций (ЦК).
Деятельность центров компетенций регламентируется Положением о порядке создания и функционирования центра компетенций и Положением о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.08.2022 № 572.
В 2022/2023 учебном году в городе Минске функционирует шесть центров компетенций:
Стремительное развитие современных технологий практически во всех отраслях экономики Республики Беларусь требует качественно новой подготовки профессиональных рабочих кадров. Подготовка таких специалистов, в свою очередь, требует больших материальных вложений для создания материально-технической базы образовательного учреждения с оборудованием нового поколения, переподготовки педагогических кадров, разработки новых образовательных программ и т.д.
Именно Центр компетенций (далее – ЦК) концентрирует и обеспечивает доступ к современным и дорогостоящим ресурсам как для первоначального профессионального образования, так и для дополнительного образования, переподготовки кадров. Деятельность ЦК включает в себя организацию коллективного доступа к материально-техническим, учебно-лабораторным, информационным и научно-методическим ресурсам в целях достижения модернизации образовательной сферы.
ЦК представляет собой структурное подразделение учреждения профессионального образования, в котором сконцентрированы дорогостоящие и/или эксклюзивные образовательные ресурсы (учебно-лабораторное или учебно-производственное оборудование, инструменты, учебно-методические, информационные, кадровые и др.) по одному или нескольким профилям. Деятельность ЦК регламентируется локальными актами того учреждения образования, на базе которого они созданы.
Основной их миссией является содействие повышению качества профессионального образования путем продвижения современных образовательных, производственных, технических, промышленных ресурсов в системе профессионального образования через обеспечение доступа к образовательным ресурсам обучающихся, персонала системы образования, населения региона (города), республики; обслуживание и развитие сконцентрированных в ЦК образовательных и производственных ресурсов.
ЦК профессионального образования выполняют следующие функции:
- образовательную, которая заключается в реализации части программ профессионального образования;
- методическую, заключающуюся в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса;
- сервисную, состоящую в информационной, информационно-аналитической, маркетинговой, организационной поддержке, обеспечении внешних связей и в сети в целом. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает делегирование не только образовательных функций, но и аутсорсинг сервисных обязанностей специализированным агентам.
В качестве основных приоритетных направлений деятельности ЦК можно выделить следующие:
- организацию и проведение прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры рынка труда;
- введение новых профессий по приоритетным отраслям экономики региона;
- научно-методическое обеспечение новых профессий и технологий;
- реализацию новых государственных образовательных стандартов ПТО и ССО;
- введение в образовательный процесс новых производственных технологий, достижение соответствия подготовки современному уровню производства, подготовку кадров с опережением применяемых на производстве технологий;
- подготовку специалистов по особо сложным профессиям, требующим специальных программ профессионально-технического образования и дающим повышенную подготовку по определенным учебным предметам профессионального компонента;
- подготовку кадров с опережением современного уровня производства, кадрового сопровождения новых инвестиционных проектов;
- организацию повышения квалификации и стажировки педагогов (преподаватели и мастера производственного обучения) профильных учреждений ПТО и ССО региона;
- проведение профориентационной работы среди школьников и молодежи;
- организацию дополнительных образовательных услуг населению и обучающимся (экстернат, дистанционное обучение и т.д.);
- организацию и проведение отдельных циклов производственной практики учащихся однопрофильных учреждений образования;
- организацию производственного обучения однопрофильных учреждений образования на выпуске готовой продукции;
- взаимодействие с организациями, реализующими новые производственные технологии в регионе.
В результате реализации указанных направлений осуществляется решение следующих задач:
- расширения сети партнерского взаимодействия через привлечение к совместной деятельности представителей бизнес-структур, общеобразовательных организаций, общественных объединений;
- диверсификации портфеля дополнительных образовательных услуг, расширение диапазона программ дополнительного профессионального образования с учетом профессиональных стандартов и требований WSR;
- обновления и корректировки учебно-методической документации с учетом и в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями WSR;
- организации повышения профессиональной (практической) квалификации различных возрастных групп граждан; организации и проведения маркетинговых исследований рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг; организации опытно-экспериментальных работ по освоению новых технологий, новых видов профессиональной деятельности, форм профессионального обучения; осуществления консультационной деятельности; проведения внешней экспертизы качества профессионального образования, учебных программ, проектов, методических рекомендаций, других документов по профилю ресурсного центра;
- обновления критериев и диагностического инструментария оценки процедуры сертификации квалификаций с учетом внедрения профессиональных стандартов и требований WSR;
- организации обучения и практики обучающихся учреждений профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов и WSR, способствующих оптимизации их индивидуальной образовательной траектории, социально-трудовой адаптации в обществе;
- создания условий для формирования инновационных подходов в реализации деятельности ЦК (апробация и развитие комплексно-бригадного метода целевой подготовки и переподготовки рабочих кадров).
В Республике Беларусь на правительственном уровне принято решение о развитии сети ЦК, чтобы новые технологии и оборудование пополняли их материально-техническую базу и использовались профильными учреждениями образования.
Наличие механизма эффективного сетевого взаимодействия учреждений образования и их социальных партнеров позволит:
- изменить менталитет участников, создать продуктивную профессиональную среду, обеспечить согласованную политику развития предприятий и учреждений образования;
- обеспечить становление инновационной системы непрерывного профессионального образования, основанной на инновационном содержании, применяемых технологиях за счет включения учреждений образования различного уровня в единое образовательное пространство как на региональном уровне, так и на республиканском;
- обучающимся одного учреждения образования освоить содержание отдельных тем образовательной программы с использованием ресурсного обеспечения другого учреждения образования.
Образовательные ресурсы и образовательные программы для сетевого использования могут применяться для различных уровней образования: профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования взрослых.
раскрыть » / « свернуть