Перечень учебной литературы

    для учащихся ПТО и ССО,

    изданной УО "РИПО"

    Перечень

    учебно-методической литературы,

    изданной УО "РИПО"

    Аннотированный указатель учебников и учебных пособий,

    авторами которых являются работники учреждений ПТО и ССО г. Минска 

    Представлено 38 учебных изданий, авторами (соавторами) которых являются педагоги столичной системы профессионально-технического и среднего специального образования:

    Амбражей И.М. Технология производства мясных полуфабрикатов: учеб. пособие / И.М. Амбражей. – Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2011. – 136 с.: ил.
    В учебном пособии изложены вопросы морфологического и химического состава мяса, приведена оценка отдельных тканей мяса. Рассмотрены стадии и изменения в мясе после убоя, ветеринарно-санитарные требования. Дана характеристика мяса по термическому состоянию, степени свежести, органолептическим показателям и категориям упитанности. Описаны технология и оборудование производства мясных блюд. Приведены основные сведения о стандартизации и контроле качества продукции на предприятиях перерабатывающей промышленности. Предложено более 200 вопросов и заданий для контроля и самоконтроля знаний.
    Предназначено для учащихся учреждений профессионально-технического образования. Может быть использовано для подготовки кадров по рабочим профессиям.

    Астапович А.В.  Общение как инструмент преодоления конфликтов – Мн: Красико-Принт, 2009.
    Рассмотрены вопросы развития коммуникативной компетенции, которые позволяют проводить работу с учащимися по данной проблеме сразу в нескольких направлениях: просвещение и профилактика, диагностика и коррекция.
    Издание предназначено педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям, кураторам учебных групп, заместителям директоров по УВР для использования в учебно-воспитательном процессе.

    Астапович Л.В. Тендерный подход в воспитании личности. - Мн.: Красико-Принт, 2011.
    Представлены материалы из опыта работы по организации тендерного воспитания учащихся, а также программы занятий с практическими материалами по отдельным темам.
    Издание предназначено для родителей, педагогов, практических психологов, педагогов социальных.

    Астапович Л.В. Разговор на заданную тему.  - Мн.: Красико-Принт, 2010.
    Рассмотрены вопросы, актуальные для старшеклассников. Подобранная методика позволяет проводить работу с учащимися по проблемам юношеского возраста: дружба, любовь, профессиональное самоопределение.
    Издание предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, родителей и учащихся старших классов.

    Астапович Л.В. Формируем и воспитываем. - Мн.: Красико-Принт, 2010.
    Рассматриваются вопросы формирования и воспитания в семье морально-нравственной личности. Материалы объединены по темам, востребованным практикой. Каждая тема включает в себя сценарные разработки родительских собраний и классных часов, а также тексты, анкеты, памятки и рекомендации.

    Бабёр А.И. Основы автоматики: пособие. - Мн.: РИПО, 2006.
    Рассматриваются основы автоматического управления и его ключевые понятия и термины. Приводится классификация систем автоматического управления.
    Для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.

    Болбас А.С. Рабочая тетрадь по техническому черчению: пособие в двух частях. Часть I. – Мн.: РИПО, 2006.
    Данное пособие является частью учебно-методического комплекса, который поможет учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками по предмету «Техническое черчение». Рабочая тетрадь написана в соответствии с типовой учебной программой по данному предмету.
    Пособие включает в себя письменные и графические задания. Упражнения и задания составлены так, чтобы их можно было выполнять непосредственно в тетради, не перечерчивая данных изображений и не переписывая условия. Тетрадь является своего рода опорным конспектом для учащихся, ею можно пользоваться как на уроках, так и при выполнении домашних заданий.

    Болбас А.С. Рабочая тетрадь по техническому черчению: пособие в двух частях. Часть II. – Мн.: РИПО, 2008.
    Данное пособие является частью учебно-методического комплекса, который поможет учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками по предмету «Техническое черчение». Рабочая тетрадь написана в соответствии с типовой учебной программой по данному предмету.
    Структура рабочей тетради представлена в виде отдельных тем, в которые входят тематически объединенные письменные и графические задания. Тетрадь является своего рода опорным конспектом для учащихся, ею можно пользоваться как на уроках, так и при выполнении домашних заданий.

    Болбас А.С. Рабочая тетрадь по техническому черчению: пособие в двух частях. Часть I. 2-е изд. – Мн.: РИПО, 2009.
    Данное пособие является частью учебно-методического комплекса, который поможет учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками по предмету «Техническое черчение». Рабочая тетрадь написана в соответствии с типовой учебной программой по данному предмету.
    Пособие включает в себя письменные и графические задания. Упражнения и задания составлены так, чтобы их можно было выполнять непосредственно в тетради, не перечерчивая данных изображений и не переписывая условия. Тетрадь является своего рода опорным конспектом для учащихся, ею можно пользоваться как на уроках, так и при выполнении домашних заданий.

    Бойчук Л.А. Основы редактирования текста на русском языке: учебное пособие. – Мн: Лiтаратура I мастацтва, 2009.
    Учебное пособие разработано на основе типовой учебной программ «Основы редактирования на русском языке» для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и предназначено для учащихся по специальности «Документоведение, информационное и организационное обслуживание» (квалификация - секретарь)
    Учебное пособие призвано помочь учащимся в освоении основных теоретических положений дисциплины, в выработке навыков лингвистического анализа, редактирования текстов официально-делового стиля.

    Бойчук Л.А. Основы редактирования текста на русском языке: Практикум: пособие. – Мн: Лiтаратура I мастацтва, 2009.
    Данное пособие составляет комплекс с учебным пособием «Основы редактирования текста на русском языке» и содержит текстовые задания и практические работы, которые помогут учащимся овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу, имеется направленность на работу с текстами официально-делового стиля.

    Дылевская Т.И. Технология облицовочных работ: учебное пособие. – Мн., Дизайн ПРО, 2004.
    Изложены технологии облицовки поверхностей традиционными способами, а также современными материалами и составами.
    Даны сведения по приготовлению составов, этапам подготовки поверхностей, описаны приемы выполнения работ и номенклатура используемых инструментов и оборудования.
    Для учащихся профессионально-технических учебных заведений, подготовки рабочих на производстве, в учебных комбинатах строительных организаций, а также широкого круга читателей.

    ДылевскаяТ.И.,  СемененкоС.И. Штукатурные работы: учебное пособие. – Мн.: РИПО, 2009
    Последовательно, в доступной форме изложены сведения о традиционных и современных материалах и технологиях выполнения штукатурных работ, применяемых инструментах и механизмах. Рассмотрены вопросы организации и безопасности труда, охраны окружающей среды при выполнении штукатурных работ.
    Для учащихся строительных специальностей учреждений профессионально-технического образования, для лиц, получающих профессию штукатура в строительных организациях, учебно-курсовых комбинатах, учебных центрах.

    Дылевская Т.И.,  СемененкоС.И. Штукатурные работы: учебное пособие. – 2-е изд., доп. И перераб. + 1 электрон. Опт. Диск (DVD - R) – 2012
    Подробно и доступно изложены сведения о традиционных и современных материалах для штукатурных работ, описаны технологии проведения штукатурных работ, применяемые инструменты, машины и механизмы. Рассмотрены вопросы организации и безопасности труда, охраны окружающей среды при выполнении штукатурных работ.
    Мультимедийное приложение (DVD) расширяет образовательное пространство, облегчает изучение технологий штукатурных работ. Учащиеся могут работать с компьютером, слушать аудиолекции, повторять учебный материал с помощью лекций для мобильных телефонов, закреплять и контролировать знания с помощью текстов. Преподаватели найдут на DVD – диске методические рекомендации, технологические карты, дополнительный учебный и справочный материал.

    Жауняровiч П.П. Асновы рэдагавання тэкстау службовай дакументацьi: вучэб. дапам. для навучэнцау праф.-тэхн. навуч. устаноу. - Мн.: Беларусь, 2006.
    Змешчаны тэарэтычны 1 практычны матэрыял па асноуных аспектах рэдагавання тэкстау службовай дакументацыi.

    Жауняровiч П.П. Асновы рэдагавання на беларускай мове: зборнiк трэнiровачных практыкаванняу I практычных работ. - Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2005.
    У зборнiку змешчаны трэyiрованчыя i практычныя работы, якiя дапамогуць у замацаваннi тэарэтычных ведау па курсе «Асновы рэдагавання на беларускай мове». Матэрыял падаецца у адпаведнасцi з праграмай, мае накiраванасць на працу.

    Захаревич А.А. Электротехника: учеб. пособие. – Минск.: РИПО, 2012
    Учебное пособие содержит теоретические и практические материалы по теории цепей постоянного и переменного тока. Рассмотрены устройство, принцип действия и характеристики трансформаторов и электрических машин, электрических аппаратов и элементов систем автоматики, систем энергоснабжения и линий электропередач, электроизмерительных приборов и электронных устройств. Данное пособие включает описание электротехнических конструкций, схемы с условными графическими обозначениями элементов, методики расчета электрических цепей и подробные иллюстрации.
    Предназначено учащимся учреждений профессионально-технического образования.

    Карпицкий В.Р. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие. - Мн. Новое знание, 2006.
    Рассмотрены основные темы курса. Приведены подробные сведения о слесарных операциях, их назначении; о слесарном инструменте, приспособлениях и оборудовании. Даны рекомендации по организации рабочего места и безопасным приемам труда.

    Фёдорцев В.А., Карпицкий В.Р., Фёдорцев Р.В. Слесарно-сборочные работы: метод, рук. по производственному обучению. - Мн.: Бестпринт, 2006.
    Издание освещает основные вопросы методического обеспечения практических занятий по слесарно-сборочным работам при освоении квалификации «Слесарь механосборочных работ». Предназначено мастерам производственного обучения, инженерно-педагогическим работникам.

    Лебедевич Ю.Н. Охрана труда в определениях, схемах, таблицах:   пособие. – Мн.: РИПО, 2006.
    Представленные в пособии определения, таблицы, схемы позволят более глубоко усвоить учебный материал курса «Охрана труда».
    Предназначено для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

    Мычко В.С. Фрезерное дело: учебное пособие. - Мн.: Выш. шк., 2009.
    Приведены сведения о металлорежущих станках фрезерной группы. Подробно рассмотрены технологии обработки металла резанием и применяемый режущий инструмент, приведены справочные сведения, необходимые для назначения режимов резания и припусков на обработку. Соответствует требованиям типовой учебно-программной документации.

    Мычко В.С. Токарное дело: учеб. пособие – Мн., Международный центр интеграционной информации, 2008.
    Дано описание металлорежущих станков токарной группы. Подробно рассмотрены технологии обработки металла резанием и применяемый режущий инструмент. В отдельных главах приведены справочные материалы, необходимые для назначения режимов резания и припусков на обработку.

    Мычко В.С. Технология обработки металла на станках с программным управлением. – Мн., изд-во «Вышэйшая школа», 2010.
    Соответствует требованиям типовой учебной программы. Приведены сведения об обработке металлов резанием, о механизмах и деталях машин. Подробно описаны токарные, фрезерные, сверлильные и шлифовальные станки, а также станки с программным управлением.
    Для учащихся учреждений профессионального образования, операторов станков с программным управлением. Также может быть полезно рабочим в повышении квалификации.

    Мычко В.С. Программирование технологических процессов на станках с программным управлением: учебное пособие. – Минск: Выш. Шк., 2010. –   287 с.: ил.
    Соответствует требованиям типовой учебной программы. Приведены системы программного управления и методы разработки маршрутных и операционных технологических процессов обработки деталей на станках с ПУ. Рассмотрено программирование механической обработки на металлорежущих станках с программным управлением.
    Для учащихся учреждений профессионального образования, операторов станков с программным управлением. Также может быть полезно рабочим в повышении квалификации.

    Мычко В.С. Токарная обработка. Справочник токаря: пособие – 2012.
    Изложены сведения о процессах и режимах резания, нормировании токарных работ. Приведены методы повышения производительности труда, технические характеристики оборудования, описание технологической оснастки и инструмента, данные по обработке особо сложных деталей. Текстовый материал сопровождается иллюстрациями.
    Рассчитано на теоретическую подготовку специалистов по квалификации «Токарь», а также поможет молодому рабочему в дальнейшем повышении его квалификации на производстве.

    Носкова Е.В. Основы полиграфического производства: пособие – Минск: МГПТК полиграфии, 2011- 128 с: ил.
    Пособие содержит систематизированные сведения научного и прикладного характера в соответствии с учебной программой предмета «Основы полиграфического производства». Рассматриваются основные полиграфические процессы, современные технологии полиграфического производства.
    Предназначено для учащихся учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования. Может быть полезно специалистам полиграфической отрасли.

    Носкова Е.В, Кудина О.М. Полиграфическое производство: рабочая тетрадь, в 3 частях. -  Минск: МГПТК полиграфии.
    Рабочая тетрадь (часть1) содержит практические задания по основным темам учебных программ общеспециальных предметов специального цикла «Основы полиграфического производства», «Материаловедение» по специальности «Технология полиграфических производств»; рабочая тетрадь (часть2)  - «Специальная технология», «Производственное обучение» для квалификаций «Печатник плоской печати», «Печатник флексографской печати»; рабочая тетрадь (часть3) - «Специальная технология», «Производственное обучение» для квалификаций «Переплётчик», «Контролёр полуфабрикатов готовой продукции», «Машинист резальных машин».

    Паюченко И.Е. Клубная работа (деятельность классного руководителя) - Мн.: Красико-Принт,2009
    Представлены материалы из опыта организации клубной деятельности в учреждении образования: теоретические основы организации клубов выходного дня, «Здоровье», «Эрудит», куда включены планирование, методика, разработка отдельных занятий.
    Издание предназначено заместителям директоров по УВР, классным руководителям, кураторам учебных групп, воспитателям и всем, кто работает с молодёжью.

    Пешкова Г.Д. Секретарское дело. Сборник текстов: пособие. - Мн: Выш. шк., 2009.
    Представлены тексты и контрольные работы по разделам «Секретарское дело» и «Основы делопроизводства». Может быть использовано преподавателями дисциплин документоведческого цикла для определения уровня усвоения учащимися учебного материала.

    Пешкова Г.Д. Секретарское дело: учебное пособие. - Мн: Выш. шк., 2009.
    Представлены темы «делопроизводство и его значение в современной    сфере управления», «Технология и организация делопроизводства в учреждениях», «Организация работы с
    обращениями граждан», «Бездокументное обслуживание руководителя».
    Прилагаются образцы, примеры, схемы; приводятся тексты нормативно-правовых актов по ведению делопроизводства, бездокументному и документационному обслуживанию работы руководителя учреждения.

    Потокская А.С. Товароведение книги: рабочая тетрадь, в 6 частях. - Мн.,  МГПТК полиграфии.
    Рабочая тетрадь (часть1) содержит практические задания по основным темам учебных программ предметов «Товароведение книги» (часть1), «Организация и технология торговли» (часть 2, составитель Емельянчик О.В.), «Торговое оборудование» (часть3, составитель Карпикова Т.Я.), «Торговые вычисления» (часть 4, составитель Карпикова Т.Я), «Товароведение продовольственных товаров» (часть5), составитель Асташонок М.Л.), «Производственное обучение» (часть6, составитель Макавчик Н.В.)
    Предназначена для учащихся учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования по специальности «Торговое дело».

    Пасютина О.В. Безопасность труда и пожарная безопасность при механической обработке металла на станках и линиях: учеб. пособие – 2012.
    Учебное пособие предназначено для изучения требований безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности при механической обработке металла на станках и линиях. Разработано согласно типовой учебной программе по учебному предмету «Охрана труда».
    Рассмотрены опасные и вредные производственные факторы, причины производственного травматизма, показаны пути их устранения, изложены требования безопасности труда при нахождении на территории организации, при выполнении работ на металлорежущих станках, требования электробезопасности. Приведен материал для практических занятий. Изложены сведения о процессах и режимах резания, нормировании токарных работ.

    Рагель С.И. Учебно-практическое пособие для проведения практических занятий по предмету «Спецтехнология». – Мн.: РИПО, 2008.
    Целью данного пособия является оказание помощи преподавателям в подготовке и проведении практических занятий, учащимся – в актуализации опорных знаний в составлении отчетов.

    Саковская А.В. Компьютерная графика: лабораторно-практические работы: пособие. – Мн : Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi, 2010
    В пособии рассмотрены приёмы создания и обработки векторных и растровых изображений с помощью программ  CorelDRAW и Adobe PhotoShop.
    Данная разработка представлена в виде лабораторно-практических работ по предмету «Компьютерная графика» для учащихся учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования.

    Багнюк И.В.,  Капелевич Т.С. и др. Мониторинг качества системы воспитания, методические рекомендации – Мн.: РИПО, 2005.
    В издании рассмотрена методика оценки уровня воспитанности учащихся путем организации системного проведения мониторинга эффективности влияния на личность учащегося (студента) воспитательной работы в учреждениях образования на уровне органов управления образованием, а также государственных структур, занимающимися проблемами социально-политического развития общества, выполняющих контрольные и аналитические функции.

    Капелевич Т.С.,  Багнюк И.В. Содержание и оформление отчетной и планирующей документации социального педагога: метод. Рекомендации – Мн.: РИПО, 2005
    В методических рекомендациях представлены подходы к оформлению и ведению документации социального педагога с учетом современных требований, специфики и условий функционирования учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Предлагаются варианты оформления плана работы социального педагога на год, неделю; социальных паспортов учреждений образования, учебных групп, микрорайонов; картотеки социального педагога.

    Капелевич Т.С. Социально-педагогическое сопровождение выпускников школ-интернатов в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИПО, 2005
    Учебно-методическое пособие написано автором, имеющий богатый опыт работы по социальной адаптации сирот в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Пособие содержит сведения о нормативных документах, помогающих деятельности по защите прав детей-сирот, различные методики по их социальной адаптации.

    Капелевич Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования.: учеб.-метод. пособие. – Мн.: Новое знание, 2007.
    Цель предполагаемого издания - познакомить будущих, начинающих и практикующих социальных педагогов с практическими аспектами социально-педагогической работы в учреждениях образования.

    В 2012/2013 учебном году подготовлено и издано 7 учебных пособий.

    п/п

    Ф.И.О., должность

    Наименование учебного пособия

    1

     

    Пасютина О.В., преподаватель МГПЛ № 3 машиностроения

    Безопасность труда и пожарная безопасность при механической обработке металла на станках и линиях

    2

    Дылевская Т.И., преподаватель МГПЛ № 12 строительства

    Штукатурные работы, 2-е издание, дополненное и переработанное, с мультимедийным приложением.

    3

    Захаревич А.А., преподаватель МГПЛ № 8 перерабатывающей промышленности

    Электротехника

    4

    Мычко В.С., преподаватель МГПЛ № 3 машиностроения

    Токарная обработка. Справочник токаря. Мультимедийное приложение.

    5

    Хоружий А.Д., Руденкова Л.Н., преподаватель и заместитель директора по УПР МГПЛ № 5 транспортного строительства

    Строительство тоннелей и метрополитенов

    6

    Потоксакя А.С., Емельянчик О.В., Карпикова Т.Я., Асташонок М.Л., педагоги МГПТК полиграфии

    Торговое дело. Рабочая тетрадь. Пособие в 6 частях.

    7

    Нефедович Н.В., преподаватель МГПТКлегкой промышленности и бытового обслуживания населения

    Оборудование производства изделий из кожи

    «Мир и человек» материалы городской научно-практической конференции учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (Минск,18.04.2007 г.). Минск, 2007.
    В данный сборник включены лучшие исследовательские работы участников городской научно-практической конференции учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, «Мир и человек», которые выделяются  актуальностью поставленной проблемы и практической значимостью исследования.
    Предложенный сборник может быть использован в учебно-исследовательской деятельности учащихся, а также для повышения профессиональной компетентности педагога.

     «Мир и человек» материалы II городской  учебно-практической конференции учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (Минск, сентябрь-ноябрь 2009 г.). Минск, 2010.
    В данный сборник включены  исследовательские работы участников II городской  учебно-практической конференции учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, «Мир и человек».
    Предложенный сборник может быть использован в учебно-исследовательской деятельности учащихся, а также для повышения профессиональной компетентности педагога. 

    «Мир и человек» материалы III городской  учебно-практической конференции учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (Минск,  апрель - май 2013 г.). Минск, 2013.
    В данный сборник включены  исследовательские работы участников III городской  учебно-практической конференции учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального  образования, «Мир и человек».
    Предложенный сборник может быть использован в учебно-исследовательской деятельности учащихся, а также для повышения профессиональной компетентности педагога.